АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР

(1471—1528)

Самым ярким представителем искус­ства Германии эпохи Возрождения был Альбрехт Дюрер, родившийся в семье нюрнбергского золотых дел мастера, переселенца из Венгрии. Будущий художник обучался отцовскому ремеслу, пока врождённая склонность к живописи не застави­ла его изменить семейной традиции. В 1486 г. он поступил учеником в мастерскую Михаэля Вольгемута — оборотистого дельца, но заурядно­го живописца. С 1490 г. Дюрер странствовал по Германии. В 1492 г. он посетил Кольмар, где провёл не­сколько месяцев в мастерской недав-

но умершего Мартина Шонгауэра. По всей видимости, именно там Дюрер овладел техникой гравирова­ния на меди. Он работал также в Ба­зеле (Швейцария) — всеевропей­ском центре книгопечатания и гравюры АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР на дереве (ксилографии). В 1494 г. художник возвратился в Нюрнберг, женился и получил пра­ва мастера. Однако вскоре эпидемия чумы заставила Дюрера вновь поки­нуть родной город — на этот раз он побывал в Венеции.

С 1495 г. Дюрер прочно обосно­вался в Нюрнберге, открыл собствен­ную мастерскую. В 1496—1498 гг. он писал портреты своих сограждан, выполнил заказ герцога Саксонии Фридриха Мудрого — расписал ал­тарь для дворцовой церкви в Виттенберге. Однако главным его делом в эти годы стала печатная графика. Тиражи гравюр на дереве, отпечатан­ных Дюрером, значительно превзо­шли тиражи работ его предшест­венников. Дешёвые гравюры, так называемые «летучие листки», кото АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР­рые разносили по всей стране бро­дячие торговцы, принесли молодому художнику быстрый заработок и ши­рокую известность. Дюрер печатал не только гравюры на дереве (адресо­ванные покупателям из простонарод­ной среды), но и более сложные по технике гравюры на меди (предна­значавшиеся для образованных це­нителей античной мифологии, занимательных и сложных аллегорий). Доски для гравюр мастер вырезал собственноручно, не доверяя работу резчику: ведь только он, автор ри­сунка, мог знать, что значит каждый штрих. Поэтому линии его гравюр так свободны и точны.

В 1497 г. Альбрехт Дюрер создал цикл иллюстраций к последней кни­ге Нового завета — «Апокалипсису» или «Откровению АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР Иоанна Богосло­ва». Эта книга, написанная в I в., со­держит грозные и красочные проро­чества о конце земного мира, на смену которому придёт Царство Божье. Доски для пятнадцати боль­ших ксилографий он вырезал за не­сколько месяцев. В 1498 г. в типогра­фии был напечатан первый тираж

цикла, оформленного в виде альбо­ма гравюр с краткими пояснениями на обороте. В апокалиптических об­разах Дюрер воплотил боль своего непростого времени, тревогу, с ко­торой в Европе ожидали окончания столетия. По средневековым предста­влениям, мир, сотворённый за семь дней, должен существовать семь ты­сяч лет. Поэтому XV в., по христи­анской традиции конец седьмого АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР тысячелетия от сотворения мира, связывали с концом света и надеждой на благое обновление Вселенной.

Дюрер одним из первых среди европейских живописцев начал изо­бражать самого себя. Свой первый автопортрет он выполнил в тринад­цать лет. С тех пор мастер не раз представлял себя то изнуренным работой подмастерьем (1491— 1492 гг.), то молчаливым серьёзным юношей (1493 г.), то нарядным ка­валером, баловнем судьбы (1498 г.). Однако автопортрет Дюрера, напи­санный в 1500 г., считается самым лучшим. Дюрер всегда предельно откровенен со зрителем, но в этом полотне ему хотелось поведать о се­бе самое главное. Мастер начал с то­го, что отказался от излюбленного


documentaawodqv.html
documentaawolbd.html
documentaawosll.html
documentaawozvt.html
documentaawphgb.html
Документ АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР